Анатолий Эфрос
(Пять часов редких звукозаписей театральных мастер-классов Анатолия Эфроса "Режиссерская лаборатория").
Эти уникальные пленки передал мне режиссер Дмитрий Крымов и с этим связан забавный эпизод. Я пришел к нему домой и мы сидели пили чай, болтали о том, о сём. В какой-то момент Дмитрий сказал мне - " У меня есть очень редкая запись на диске, интересно знаешь ли ты её?" Затем он подошел к стойке с аппаратурой и включил запись. Раздался первый звук - первая секунда и это был гитарный аккорд - "Стоп, крикнул я - это лекции по театральному искусству Михаила Чехова, на английском языке, записанные им Америке в 1955 году и они у меня есть в четырех частях, в коллекции на Старом Радио!" И тут пришла моя очередь получить удовольствие от изумления и причитания Дмитрия - не может быть, с одной секунды, даже без голоса, угадать, невероятно и тд., и тп.
Я оцифровал оригиналы записей мастер-класса "Режиссерская лаборатория Анатолия Эфроса" и представляю их вам, для интереснейшего прослушивания по ссылкам внизу.
________________________________________________________________________
"Режиссер часто, сочинив в своей жизни единственный спектакль, потом по его образу и подобию производит и остальные. Но каждый новый спектакль – это абсолютно новая фантазия, совершенно новое построение. Мало таких режиссеров, что способны каждый раз перестраиваться, мало таких актеров. Актеры часто тянут из спектакля в спектакль одно и то же, одно и то же.
На сцене часто существует свой замкнутый мир, который, кажется, никак не сопоставляют с жизнью. Там есть какой-то актер, который сегодня играет, допустим, инженера, а завтра врача. Но все получается одинаково, и никому нет до этого никакого дела. Не угадывается ни социальная правда, ни бытовая. Только знакомые театральные приемы.
Ученик – это актер, учитель – это режиссер. Конечно, не всякий режиссер может стать учителем. Но дело еще бывает и в том, что актеры не всегда хотят оставаться учениками. Им кажется, что они уже выросли из ученического возраста. И как раз в этот момент все кончается.
Я замечаю, что многие актеры замечания воспринимают как обиду. У них появляется какая-то защитная реакция. Как на улице – тебя еще не толкнули, а ты уже готов огрызнуться. Смешно, но в театрах нередко именно так обстоит дело. В этом смысле для меня удивительна была работа во МХАТе, потому что там Прудкин, которому 86 лет, смотрел на режиссера, как мальчик. Мне так хорошо было видеть каждый раз его добрые открытые глаза!" (www.efros.org)
http://staroeradio.ru/read/p4.php?id=2678 - Режиссерская лаборатория з.а.РСФСР А.В,Эфроса - 1й день, начало (зап. 18.8.81г)
http://staroeradio.ru/read/p4.php?id=2679 - Режиссерская лаборатория з.а.РСФСР А.В,Эфроса - 1й день, окончание (зап. 18.8.81г)
http://staroeradio.ru/read/p4.php?id=2680 - Режиссерская лаборатория з.а.РСФСР А.В,Эфроса - 2й день, начало (зап. 19.8.81г)
http://staroeradio.ru/read/p4.php?id=2681 - Режиссерская лаборатория з.а.РСФСР А.В,Эфроса - 2й день, окончание (зап. 19.8.81г)
(Фото - Режиссер, народный артист СССР Юрий Александрович Завадский (слева) и заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссер Московского Драматического театра на Малой Бронной Анатолий Васильевич Эфрос (справа). Автор Вера Петрусова
Источник: РИА Новости)